С учетом нестабильности рыночных правоотношений и рискованности предпринимательской деятельности у юридических лиц возникает необходимость прекратить свою деятельность путем несостоятельности (банкротства). Наиболее быстрый вариант банкротства юридического лица предусмотрен законодателем в упрощенной процедуре.
В настоящей статье мы рассмотрим применение на практике института упрощенной процедуры банкротства – банкротство ликвидируемого должника. Упрощенной процедура является с учетом отсутствия стадии «наблюдения» и минуя варианты санации компании, банкротство начинается с конкурсного производства, т.е. с завершающей стадии.
Нами будут рассмотрены следующие вопросы:
- Соотношение норм законодательства о банкротстве с нормами ГК, что позволит понять, на сколько теория ликвидации компании отличается от применения данного института на практике;
- Какие условия должны соблюдаться для того, что бы суд признал заявление кредиторов или заявление ликвидатора должника обоснованным;
- Выясним, как с учетом последних изменений будут проходить дела о банкротстве ликвидируемых должников. Порядок назначения конкурсного управляющего. Процедура уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве;
- Так же рассмотрим условия, соблюдение которых позволит миновать стадию наблюдения и сразу выйти в процедуру конкурсного производства.
Теория ликвидации должника.
С точки зрения теории идея упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника весьма разумна. В соответствии с законом банкротство ликвидируемого должника - это ситуация, ставшая неожиданностью для компании. Участники компании не знали о реальном положении дел и о недостаточности активов своего предприятия.
Согласно положениям ст. ст. 61, 62 ГК РФ процедура ликвидации выглядит следующим образом:
- общим собранием или единственным участником принимается решение о ликвидации юридического лица и назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор;
- затем осуществляется выявление кредиторов с целью их уведомления о начале ликвидации компании, так же размещается сообщение о принятии решения о ликвидации, с целью выявления кредиторов которые не отражены в учетах компании;
- следующим шагом ликвидатор проводит инвентаризацию имущества должника, выявляет дебиторскую задолженность, определяет ликвидность активов и возможность их реализации;
- далее ликвидатор принимает заявления кредиторов и формирует реестр их требований;
- в итоге составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается соотношение активов с размером заявленных требований;
Проанализировав экономическое положение должника, ликвидатор может прийти к выводу о невозможности расчета со всеми кредиторами, в этом случае он обязан подать в Арбитражный суд заявление о признании компании банкротом.
Таким образом, в момент обращения в суд ликвидатор имеет на руках готовый анализ финансового состояния должника, тем самым как бы проведя процедуру наблюдения, целью которой являлось выявление кредиторов и определение активов для расчета с ними.
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) если, должнику изначально ясно, что его активов недостаточно для расчета с кредиторами, ни о какой процедуре ликвидации речи идти не должно, он обязан подать заявление о банкротстве в общем порядке и прекратить добровольную ликвидацию.
Однако на практике все происходит иначе. Должнику достаточно формально соблюсти лишь часть условий, а именно принять решение о ликвидации, назначить ликвидатора и внести соответствующую информацию в ЕГРЮЛ.
С 1 июля 2015 года должник обязан разместить, в Едином федеральном реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРСФДЮЛ), сообщение о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Однако, по нашему мнению, это условие является не более чем еще одной формальностью, и вот почему.
п. 4 ст. 37 закона о банкротстве давно предусматривает обязанность должника уведомить всех кредиторов, однако это условие никогда не соблюдалось и препятствием в проведении процедуры банкротства не являлось. Крайне редко кредиторы отслеживают данные в ЕФРСДЮЛ, и даже если будет, подобная публикация станет лишь сообщением, которое не позволит воспрепятствовать должнику объявить себя банкротом.
Дело в том, что к заявлению кредитора установлен ряд требований, так право требования кредитора должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Как показывает практика, должник, начинает процедуру ликвидации с последующим выходом на процедуру банкротства и конкурсного производства, не дожидаясь получения судебного акта своих кредиторов, поэтому кредиторы, могут лишь наблюдать за действиями должника, не имея возможности перехватить инициативу.
По нашему мнению, с учетом требований о размещении публикаций наиболее выигрышное положение будет сохраняться за кредитором, требование которого уже подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Так что должникам, планирующим собственное банкротство, необходимо будет обзавестись «дружественным кредитором», обладающим значительным количество голосов, с целью сохранения контроля над процедурой банкротства.
Что же практика подразумевает под процедурой ликвидации компании.
Выше мы упоминали о многочисленных нарушениях, связанных с весьма формальным подходом должников и самих кредиторов к понятию ликвидации компании. Суды, при рассмотрении заявлений о банкротстве, поступивших от ликвидаторов, не заостряли внимания на соблюдении порядка ликвидации компании, предусмотренного положениями ст. 63 ГК РФ.
Чаще всего для суда достаточно соблюдения трех аспектов ликвидации должника:
- наличие решения о ликвидации;
- наличие решения о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора;
- наличие записи в ЕГРЮЛ;
Суд не принимает во внимание, что отсутствует публикация о ликвидации, с момента внесения записи в ЕГРЮЛ до подачи заявления о банкротстве прошло всего 1-2 дня, не идет речи о формировании реестра кредиторов, ни о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Такая позиция судов объясняется формулировками п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве - «В случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом». В ст. ст. 224, 225 Закона о банкротстве содержаться так же условия о необходимости формирования ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора. Нормы Закона о банкротстве не содержат императивных предписаний относительно условия о необходимости внесения записей в ЕГРЮЛ. Однако, в этом вопросе, судебная практика уже давно исходит из того, что верным стоит считать только запись, внесенную в Реестр. К тому же нормы ГК РФ прямо указывают на условие о достоверности для любых третьих лиц только сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.
Учитывая изложенное можно седлать следующий вывод: для того чтобы компания могла быть квалифицирована как ликвидируемый должник, требуется наличие принятого решения о ликвидации, решение о назначении ликвидатора и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Вывод.
Как мы указали в начале, идея процедуры банкротства ликвидируемого должника, предусмотренная главой XI Закона о банкротстве, в теории представляется вполне разумной и позволяет должнику, начавшему ликвидацию и обнаружившему недостаточность активов для расчета с кредиторами, выйти из сложившейся ситуации.
Однако практика показала, что данная процедура является быстрым и эффективным способом, для недобросовестных должников, законным путем избавиться от долгов. И вот почему:
- Нормы права, регулирующие процедуру ликвидации должника, соблюдаются лишь условно, и только с одной целью – быстрое избавление от долгов.
- Недавно принятые изменения в Закон о банкротстве серьезных проблем для недобросовестных должником не составят.
- Для судов, при рассмотрении обоснованности заявления о признании ликвидируемого должника банкротом и ведения конкурсного производства, достаточно соблюдения трех основных условий: наличие решения о ликвидации, наличие решения о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, наличие записи в ЕГРЮЛ.
Следовательно, действующие нормы Закона о банкротстве, регулирующие процедуру банкротства ликвидируемого должника, нуждаются в серьезной доработке, поскольку существующие пробелы позволяют недобросовестным кредиторам законным путем уходить от ответственности.
Юрисконсульт
Управления судебной практики
М.Б. Лаврухин